Когнитивное и эмоциональное развитие личности в условиях цифровизации общества
16 ноября 2022 года с 11.00 до 13.00 в НГТУ силами кафедры психологии и педагогики проводилась секция «Когнитивное и эмоциональное развитие личности в условиях цифровизации общества» Международного конгресса «Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации в социальных практиках»
Секция была открыта докладом В.А. Капустиной, посвященным понятию информационной жизнеспособности, в рамках которого спикер представила краткое описание жизненного цикла информации и на основе теоретического анализа предложила определение конструкта «информационная жизнеспособность», отражающее взаимодействие субъекта с информационной средой, предполагающее влияние информации на эмоциональную и когнитивную сферу самого субъекта и устойчивость информации в зависимости от информационной потребности субъекта.
Доклад Н.В. Пановой включал в себя результаты эмпирического исследования личностных особенностей в контексте переживания одиночества у представителей разных профессий, занимающихся творчеством, в периоды до и во время пандемии.
М.А. Матюшина представила краткое описание способов формирования soft skills в условиях цифровой среды, в частности веб-квесты, учебную инфографику, образовательные онлайн-марафоны, онлайн-челленджи, познавательные игры и приложения.
Тему геймификации продолжил В.А. Каган в докладе «Применение цифровой среды для когнитивного тренинга». Совместно с О.М. Разумниковой В.А. Каган разработал план исследования влияния средств цифровой среды на когнитивные функции, сделав акцент на важности индивидуального подхода в противовес к существующим разработкам, ориентированным на большие социальные группы (например, продукты Яндекса, Сбера и т.д.).
Л.В. Меньшикова в своем докладе «Проблема целостности человека в условиях цифровизации общественной жизни» кратко представила теорию поколений, описав некоторые личностные характеристики, типичные для поколения зумеров, при этом основной тезис Л.В. Меньшиковой направлен на необходимость изучения ценностно-смысловой и интеллектуальной составляющей личности, поскольку могут проявляться негативные эффекты цифровизации (замена смыслов на симулякры смыслов, развитие клипового мышления и т.д.).
В свою очередь М.Н. Лебедева описала позитивные результаты применения ИКТ для детей с ОВЗ и ЗПР, отметив рост самостоятельности у этих детей, благодаря использованию компьютерных технологий в учебной деятельности.
Г.В. Молчанова в своем докладе сделала подробный анализ причин увлеченности подростков игрой Dota 2, рассматривая пространство игры как социокультурное пространство, в котором подростки могут реализовать свою потребность в коммуникации и желание «быть взрослым», а также проявить свои личностные особенности в выборе и проектировании персонажа.
В то же время А.С. Коповой, говоря о трансформации социализации современных подростков, отметил, что многие из них сейчас переходят в цифровое пространство мессенджеров, содержание и влияние которых крайне сложно отслеживать специалистам с позиции психологии безопасности этой среды, что требует усиленной профилактики негативных эффектов воздействия цифрового пространства и формирования медиакультуры подростков.
Завершил работу секции доклад Е.Н. Белоус о результатах исследования самооценки младших школьников до и во время дистанционного обучения в период пандемии, проведенного по запросу родителей: автором обнаружено, что, несмотря на обеспокоенность родителей отрицательным влиянием дистанционного обучения на самооценку учащихся 4 класса, существенных изменений самооценки при обучении в дистанционном формате не происходит.
Также участникам секции предложены 2 видеодоклада (Шейгас В.М. «Поддержка когнитивных функций у людей пожилого возраста методами арт-терапии с применением цифровых технологий», Е.Г. Огольцова «Профессиональное развитие студентов технических вузов при изучении непрофильных дисциплин на основе современных информационных технологий»), ознакомиться с содержанием которых можно было после окончания работы секции самостоятельно.
Доклад Н.В. Пановой включал в себя результаты эмпирического исследования личностных особенностей в контексте переживания одиночества у представителей разных профессий, занимающихся творчеством, в периоды до и во время пандемии.
М.А. Матюшина представила краткое описание способов формирования soft skills в условиях цифровой среды, в частности веб-квесты, учебную инфографику, образовательные онлайн-марафоны, онлайн-челленджи, познавательные игры и приложения.
Тему геймификации продолжил В.А. Каган в докладе «Применение цифровой среды для когнитивного тренинга». Совместно с О.М. Разумниковой В.А. Каган разработал план исследования влияния средств цифровой среды на когнитивные функции, сделав акцент на важности индивидуального подхода в противовес к существующим разработкам, ориентированным на большие социальные группы (например, продукты Яндекса, Сбера и т.д.).
Л.В. Меньшикова в своем докладе «Проблема целостности человека в условиях цифровизации общественной жизни» кратко представила теорию поколений, описав некоторые личностные характеристики, типичные для поколения зумеров, при этом основной тезис Л.В. Меньшиковой направлен на необходимость изучения ценностно-смысловой и интеллектуальной составляющей личности, поскольку могут проявляться негативные эффекты цифровизации (замена смыслов на симулякры смыслов, развитие клипового мышления и т.д.).
В свою очередь М.Н. Лебедева описала позитивные результаты применения ИКТ для детей с ОВЗ и ЗПР, отметив рост самостоятельности у этих детей, благодаря использованию компьютерных технологий в учебной деятельности.
Г.В. Молчанова в своем докладе сделала подробный анализ причин увлеченности подростков игрой Dota 2, рассматривая пространство игры как социокультурное пространство, в котором подростки могут реализовать свою потребность в коммуникации и желание «быть взрослым», а также проявить свои личностные особенности в выборе и проектировании персонажа.
В то же время А.С. Коповой, говоря о трансформации социализации современных подростков, отметил, что многие из них сейчас переходят в цифровое пространство мессенджеров, содержание и влияние которых крайне сложно отслеживать специалистам с позиции психологии безопасности этой среды, что требует усиленной профилактики негативных эффектов воздействия цифрового пространства и формирования медиакультуры подростков.
Завершил работу секции доклад Е.Н. Белоус о результатах исследования самооценки младших школьников до и во время дистанционного обучения в период пандемии, проведенного по запросу родителей: автором обнаружено, что, несмотря на обеспокоенность родителей отрицательным влиянием дистанционного обучения на самооценку учащихся 4 класса, существенных изменений самооценки при обучении в дистанционном формате не происходит.
Также участникам секции предложены 2 видеодоклада (Шейгас В.М. «Поддержка когнитивных функций у людей пожилого возраста методами арт-терапии с применением цифровых технологий», Е.Г. Огольцова «Профессиональное развитие студентов технических вузов при изучении непрофильных дисциплин на основе современных информационных технологий»), ознакомиться с содержанием которых можно было после окончания работы секции самостоятельно.
Основные материалы секции в формате видео и презентаций также будут доступны в группе кафедры психологии и педагогики НГТУ: Кафедра психологии и педагогики НГТУ
