13 учебная неделя
pk@nstu.ru,  — приёмная комиссия

День психолога в России

В 2023 году председатель Правительства РФ М.В. Мишустин подписал приказ об утверждении 22 ноября в качестве официального профессионального праздника психологов России

22 ноября 1994 года был организован учредительный съезд Российского психологического общества – главного профессионального сообщества психологов в России. Чтобы эта дата осталась в памяти специалистов, с 2000 года в МГУ в этот день стали отмечать День психолога, а в 2023 году председатель Правительства РФ М.В. Мишустин подписал приказ об утверждении 22 ноября в качестве официального профессионального праздника психологов России.

Удивительное совпадение, но именно в 2000 году был сделан первый набор (60 человек) по новой для НГТУ специальности 020400 (с 2005 г.- 030301) «Психология» с присвоением квалификации «Психолог. Преподаватель психологии», а затем были открыты бакалавриат (37.03.01) и магистратура (37.04.01) по психологии, позволившие готовить квалифицированные кадры психологов, которые находят применение в различных отраслях и успешно осваивают современный рынок труда.

Несмотря на то, что обучать на психологов в техническом университете начали в 2000 году, психологическая кафедра в НГТУ является одной из самых старых в Новосибирске.

Еще в 1971 году в НЭТИ (НГТУ) по инициативе и под руководством известного психолога академика Б.Г. Ананьева и ректора НЭТИ профессора Г.П. Лыщинского были начаты работы по созданию одной из первых в стране психологических служб в системе высшего образования.

         В НЭТИ необходимость организации психологической службы была хорошо осознана, и инициативной группой преподавателей и ректоратом были предприняты серьезные шаги по ее созданию. При этом уже на начальных этапах было понятно, что ядром этой службы должна быть группа квалифицированных психологов, получивших необходимую теоретическую и практическую подготовку и опирающихся на достижения научной психологической школы, имеющей достаточный опыт в изучении фундаментальных проблем индивидуальности.

Так, в 1971 г.  в НЭТИ была направлена группа выпускников факультета психологии ЛГУ (Е.И. Тютюнник., Л.Ф. Шеховцова и Л.В. Меньшикова) с целью проведения комплексных психологических и психолого-педагогических исследований под   руководством академика Б.Г. Ананьева, возглавлявшего многие годы Ленинградскую школу психологии. Концепция индивидуальности человека, разработанная Б.Г. Ананьевым, послужила научной базой для начала прикладных исследований в НЭТИ НГТУ и создания психологической службы.  В реализации этого научно-исследовательского проекта на разных этапах его развития активное участие принимали кроме упомянутых выше психологи - выпускники факультета психологии ЛГУ: канд.психол.наук З.А. Агеева, канд.психол.наук Е.Б. Шихматова, Н.П. Штенцова, С.М. Глушакова; преподаватели НГТУ: д.пед.наук С.И. Мещерякова,  канд. пед. наук Г.Б. Скок, канд. пед.наук Л.П. ?анасенко.,  Л.Т. Песочина и многие другие.

          Психологический подход к человеку Бориса Герасимовича Ананьева естественным следствием имел разработку конкретных научно-исследовательских программ, которые были ориентированы на решение фундаментальных проблем психологической науки. Однако, при этом Б. Г.  Ананьев всегда стремился к тому, чтобы теоретические построения и результаты эмпирических исследований не оставались в лабораториях, а находили дорогу в жизнь, помогая решать конкретные практические задачи

Исследования, проводившиеся в НЭТИ, были начаты в рамках общей программы, разрабатываемой Б. Г. Ананьевым на факультете психологии ЛГУ, и на 1 этапе развития работы НЭТИ почти полностью дублировали ее. Изучались отдельные подструктуры индивидуальности студентов (особенности познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер) а также их динамика в течение всех пяти лет обучения в вузе. Это были редкие для своего времени исследования, рассчитанные на многолетнее изучение индивидуального развития психологических функций студентов под влиянием обучения в вузе.  Аналогов такого подхода в нашей стране нет и в настоящее время. Сейчас идеи Б.Г. Ананьева развиваются через изучение сотрудниками кафедры личной и профессиональной жизнеспособности студентов с целью улучшения образовательной среды вузы.

Накопленный научно-исследовательский потенциал в области прикладной психологии и технологии обучения позволил в 1987 году создать в НГТУ кафедру педагогики и психологии, которую возглавила д.пед. наук, профессор Станислава Ивановна Мещерякова.  Под руководством С. И. Мещеряковой (до 1996 г.) кафедра координировала направления педагогических исследований в вузах города и работу по профессиональной психодиагностике в регионе, что позволило ей получить статус Межвузовской кафедры педагогики и психологии.

С возрастанием значимости таких общечеловеческих ориентиров как творчество, интеллект, общение, взаимопонимание появилась необходимость создания новых учебных курсов, которые раскрывали бы ценность этих понятий для студентов. Одним из таких курсов стал курс "Психология личности", введенный впервые в НЭТИ сначала в экспериментальном варианте на факультете летательных аппаратов, а затем для всех технических специальностей вуза. 

С 1997 по 2015 год кафедрой руководила д. психол. наук, профессор Меньшикова Лариса Владимировна (при ней кафедра была переименована в кафедру психологии и педагогики).

Вскоре после создания при кафедре была открыта аспирантура по специальности 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования, а в 2010 г. – аспирантура по специальности 19.00.01 - Общая психология, психология личности и ис?ория психологии.

 В 2000 году кафедра ПиП стала выпускающей - был сделан первый набор (60 человек) по специальности 020400 (с 2005 г.- 030301) «Психология» с присвоением квалификации «Психолог. Преподаватель психологии».

В 2001 г. при кафедре была организована лаборатория экспериментальной психологии, на базе которой велись несколько учебных курсов и научные психологические исследования.

Кафедра ПиП развивается, пополняя штат своими выпускниками и является одной из самых молодых, с точки зрения возраста своих сотрудников.

С 2016 года, благодаря Мазуренко Яне Альбертовне, при кафедре был создан научно-образовательный центр "Психологическое консультирование", успешно реализующий программу профессиональной переподготовки "Психологическое консультирование и психологическая коррекция".

Кафедра психологии и педагогики активно сотрудничает с Институтом психологии РАН, городским центром психолого-педагогической поддержки «Родник», Главным управлением Федеральной службы судебных приставов, Институтом семейной и групповой психотерапии, другими вузами страны.

На данный момент основными направлениями подготовки являются бакалавриат 37.03.01 «Психология личности и психологическое консультирование», магистратура 37.04.01 «Психологическое консультирование и психотерапия».

Многие выпускники кафедры являются практикующими специалистами, работают психологами-консультантами в психологических центрах и оказывают психологические услуги частным образом, работают в сфере управления персоналом, а также в образовательных организациях.

Основная цель празднования Дня психолога – популяризация профессии и повышение психологической культуры населения, поэтому кафедра психологии и педагогики приглашает всех принять участие в просветительских мероприятиях. В связи с этим приглашаем на наши мероприятия : Мероприятия к дню психолога


Размещение информации на странице:
Данные из Информационной системы  
Наверх